Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on google

Закрытие Lonely Planet — конец эпохи в мире туризма?

Пандемия COVID-19 продолжает разрушать туристическую индустрию: в начале апреля издательство Lonely Planet объявило о закрытии головного офиса в Мельбурне и редакции в Лондоне. Знаменитые на весь мир путеводители теперь будут делать в Дублине и Теннеси, но и там ожидаются сокращения персонала.
Lonely Planet

Закрытие Lonely Planet — конец эпохи в мире туризма?

Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on google
Пандемия COVID-19 продолжает разрушать туристическую индустрию: в начале апреля издательство Lonely Planet объявило о закрытии головного офиса в Мельбурне и редакции в Лондоне. Знаменитые на весь мир путеводители теперь будут делать в Дублине и Теннеси, но и там ожидаются сокращения персонала.

В последние восемь лет развитие туристической индустрии опережало рост мировой экономики. В этих условиях превратилось в крупнейшее в мире тревел-издательство. Книги компании занимали 31,5 % всего рынка путеводителей. После закрытия границ и введения карантина предсказать будущее индустрии стало невозможно. «Это грустный и сложный день для семьи », — написал управляющий директор издательства Пирс Пикард.

Закрытие головного офиса Lonely Planet в Мельбурне, безусловно, конец эпохи. Именно в Мельбурне в 1973 году остановились сооснователи будущего тревел-гиганта Тони и Морин Уилеры после эпического путешествия из Лондона в Австралию через Азию. Они опубликовали отчет о путешествии под названием «Across Asia on the Cheap» («Через всю Азию по дешевке»). Это был скрепленный степлером том с нарисованными от руки картами и логотипом, который придумал Тони, — теперь всемирно известным. Пара продала 1500 копий гида. Воодушевленные успехом, Уилеры выпустили по Непалу, Африке, Новой Зеландии и Новой Гвинее.

Lonely Planet

В путеводителе «Africa on the Cheap» 1977 года читателям советовали «заценить старые мечети» Могадишо, а в гиде по Ближнему Востоку предлагали проехать автостопом из Багдада в Сирию — достаточно необычные советы для того времени. Впрочем, настоящий успех пришел к Lonely Planet с выходом путеводителя по Индии в 1981 году.

«Я горжусь достижениями Lonely Planet и всегда радуюсь, когда люди говорят, что не поехали бы куда-то, если бы не вдохновились нашими путеводителями», — говорит Тони Уилер.

Райан Вер Беркмус, автор 130 путеводителей Lonely Planet, описывает компанию под руководством Тони и Морин как «друга, с которым ты хотел бы оказаться в баре в чужой стране. Друга, у которого всегда найдется толковый совет». По его словам, это было веселое место, где можно было найти друзей со всего мира.

Тони и Морин Уилеры c первым путеводителем Lonely Planet
Тони и Морин Уилеры c первым путеводителем Lonely Planet

Частично миссия компании состояла в том, чтобы знакомить читателей с малоизвестными и необычными направлениями, но Беркмус отмечает, что Lonely Planet сыграла важную роль и в популяризации путешествий как стиля жизни. «Дело было не только в Ливии, Мьянме или Восточном Тиморе, — объясняет он. — Lonely Planet сделала путешествия доступнее в головах читателей. Заграничные поездки превратились просто в поездки».

Компания опережала конкурентов и в технологическом плане. Блог Lonely Planet запустили в 1994 году, за пять лет до появления слова «блог». Чуть позже появился сайт, а также гиды CitySync для карманных компьютеров PalmPilot. Самой большой инновацией был форум путешественников Thorn Tree, запущенный в 1996 году. По словам одного из первых модераторов форума, Джейн Роусон, издательство собрало небольшую команду IT-специалистов и попросило их разобраться, что такое интернет и как он может быть полезен путешественникам. В 2016 году сообщество пользователей Lonely Planet превысило 10 миллионов человек. Интернет действительно оказался полезен.

Офис Lonely Planet
Офис Lonely Planet в мельбурнском районе Ричмонд, где с 1980 по 1988 год базировалось издательство

В истории Lonely Planet были потрясения и проблемы. Дважды компанию продавали: сначала BBC в 2007 году, затем почти вдвое дешевле — американской медиакорпорации NC2. В условиях падения рынка (с 2007 по 2012 год продажи путеводителей снизились на 40 %, но позже выросли на 27 %) и конкуренции с такими проектами, как Expedia, TripAdvisor и Google, издательство превратилось в мультимедийный бизнес с телепередачами, магазинами, мобильными приложениями, блог-платформой и партнерскими программами. При этом Lonely Planet продолжает финансировать многодневные исследовательские поездки, чтобы обновлять свои путеводители. Сейчас это единственное издательство, которое так поступает.

Lonely Planet

На вопрос о будущем тревел-индустрии Тони Уилер отвечает: «Я не думаю, что нынешний кризис прикончит традиционные путеводители. Я уже обзавелся новыми гидами Lonely Planet для путешествий, которые я планирую в этом году, но чуть позже».

Беркмус тоже считает, что путеводители выстоят: «Когда мы начнем путешествовать снова, многие туристические бренды исчезнут. Но людям все равно нужен будет тот самый друг, который может что-то посоветовать». Он знает, о чем говорит. Работая в Lonely Planet, Беркмус застал две катастрофы, которые потрясли туристическую индустрию: террористическую атаку 11 сентября 2001 года и самое смертоносное цунами в современной истории, разрушившее в 2004 году целые регионы в Азии.

«Атаки 11 сентября сильно повлияли на компанию. Люди перестали путешествовать, а книжные магазины вернули все закупленные путеводители, — рассказывает Беркмус. — Компания потеряла десятки талантливых сотрудников. Это было мучительно для всех. Но потом путешествия вернулись, и вместе с ними вернулись Lonely Planet».

Путешественник с путеводителем Lonely Planet в Патагонии
Путешественник с путеводителем Lonely Planet в Патагонии

Цунами, напротив, заставило компанию активизироваться, чтобы помочь благотворительным инициативам. «У нас были сотрудники в самых пострадавших районах. Мы помогали проектам, которые спасали людей в сложившейся ситуации, — рассказывает Беркмус. — На сайте был целый раздел, посвященным практическим вопросам: как помочь, куда ехать, как добраться домой из пострадавшего региона».

Теми же вопросами многие задаются и в нынешней ситуации, поэтому приверженность компании формату путеводителей обнадеживает. Если в будущем нам придется меньше путешествовать и тщательнее планировать маршруты, достоверная информация о туристических направлениях будет цениться еще выше.

Share on vk
Share on facebook
Share on twitter
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on google
728x90
300x250

Спецпредложения